Не стоит «давить» на ребёнка

11.11.2013

К сожалению, в нашей стране принято морально давить не только на детей, но и на взрослых людей, которые ведут себя не так, как большинство окружающих. Детям, которые не хотят учиться, показывают на состоявшихся родственников, соседей и знакомых, приводят в пример родителей. Мол, отец стал преподавателем престижного вуза, и вообще он потомственный интеллигент, работник умственного труда, а сын не проявляет к учёбе интереса и скатывается всё ниже. Такое отношение к ребёнку может только укрепить его в нежелании учиться. Не нашедший понимания даже среди родителей, ребёнок находит его в дурных компаниях, которые, в свою очередь, прививают в нём полное нежелание вести цивилизованный образ жизни.

В подобном психологическом давлении на ребёнка на самом деле кроется некоторое лукавство. Родители, пусть и состоявшиеся, успешные и образованные люди, желают, чтобы в профессиональном смысле ребёнок шёл по их стопам, не желая замечать, что склонности у него совсем другие. У отца-историка сын может увлечься программированием, а у отца-предпринимателя отпрыск может иметь желание стать буддийским монахом… На это накладывается и известная всем проблема отцов и детей: сын ведёт себя не так, как подобало бы наследнику профессора МГУ. Гипертрофированное отношение родителей к такого рода мелочам в поведении, манерах, взглядах на жизнь и т. д. может уничтожить в ребёнке вполне приличного человека, и даже талантливого.

Если же сын или дочь послушаются родителей, то «на выходе» может получиться высокомерный, мелочный и дотошный, но при этом инфантильный и недалёкий молодой человек, неприспособленный к жизни. Нередко такой психотип достаётся ребёнку «по наследству»: мать, например, была внешне интеллигентной и «правильной» женщиной, но в том-то и дело, что была увлечена чисто внешней формой, созданием впечатления, это же она развивала и в своих детях. «Неправильный» ребёнок будет гордиться тем, что на уроке он придумал нестандартный способ решения задачи и, собственно, решил её, а «правильный» будет постоянно недоумевать, почему он не смог решить задачу, хотя делал всё в точности так, как говорит учительница.

Не следует готовить своих детей к успеху в одном из видов деятельности в некотором жёстком списке, а важно понять, в какой деятельности хочет добиться успеха сам ребёнок. Тем более что список «успешных профессий», принятый в России сегодня, чаще предполагает умственную и моральную деградацию, чем действительное развитие.