Дислексия и дисграфия

17.08.2013

Это два отклонения, которые могут проявиться в младшем школьном возрасте и которые призваны устранять логопеды. В общем случае эти отклонения связаны с тем, что ребёнку трудно установить связь между написанным, прочитанным и произнесённым. При дислексии ребёнок не может овладеть навыком чтения, несмотря на то, что общая способность к обучению не нарушена и обучение происходит в оптимальных условиях. У человека, страдающего дислексией, затруднено понимание того, как из букв составляются слоги, а из слогов слова. Другими словами, затруднены навыки декодирования.

В американской традиции в понятие «дислексия» включается и затруднение при овладении письмом. В российской науке трудности с письменной речью носят иное название – дисграфия. В этом случае происходит обратное: ребёнок не в состоянии кодировать нужную информацию. Это связано с тем, что кодирование и декодирование осуществляются разными механизмами, при этом задействованы разные участки мозга. Однако и при дислексии нарушение чтения сопровождается трудностями в письме: ведь тот, кто пишет, обязательно прочитывает написанное с целью сверить движения руки при написании с тем, что получилось в итоге.
У детей, страдающих этими отклонениями, зачастую затруднены и иные психические функции. Они не могут сформировать правильную походку, неуклюжи, у них может быть нарушена ориентация в пространстве. Дислексия может сопровождаться и дефицитом внимания, и гиперактивностью.

Если ребёнок всё же овладевает письмом, то долгое время (а если не оказать надлежащую помощь – то и постоянно) совершает разнообразные «глупые» ошибки: дублирует или пропускает буквы, переставляет их местами, пишет «зеркальными отражениями» букв.
Учёными установлено, что за распознавание написанного текста, а также за ориентацию в пространстве отвечает особый отдел мозга – задняя часть левой средней височной извилины. У дислектиков эта часть мозга развита в меньшей степени, чем у нормальных людей, что и приводит к нарушениям.

Однако это не значит, что такие люди неспособны преодолеть свой недостаток: повреждения мозга такого типа могут быть компенсированы за счёт других отделов мозга, что и происходит в случае логопедической помощи. Дислексией и дисграфией в детстве страдали многие известные личности, в том числе актёры и писатели.
Бывает, что дислексия и дисграфия встречаются по отдельности. Кроме того, нарушения чтения и письма могут происходить и по другим причинам, например, при нарушениях работы органов чувств.