Если ребёнок замкнут в себе…

27.10.2013

Не всегда ребёнок, попавший в новое для себя окружение, быстро адаптируется и включается в общение наравне с одноклассниками. Бывает, что первоклассник становится замкнутым, необщительным. В этом случае следует вспомнить, был ли он таким в садике. Если был, то перед нами стойкое нарушение психической деятельности, известное как аутизм. Если же замкнутым он стал уже в школе, то причиной этому могли послужить иные психологические аспекты. Это может быть, к примеру, неумелое воспитание ребёнка в предшествующий период: ребёнка слишком сильно опекали, оберегали от мнимых опасностей, ограничивая его прогулки, нахождение в кругу сверстников, общение с незнакомыми людьми. Здесь может иметь место некий психологический шок, ведь с первого же дня первоклассник попадает в коллектив, полный незнакомых ему людей.

Однако встречаются и более сложные и необычные ситуации. К примеру, в первых классах ученик был любимцем класса, признанным лидером в общении, «зажигательным», а через несколько лет по неизвестной причине ушёл в себя. Он может продолжать хорошо учиться, но в простых, житейских делах теряется, его реакция на события окружающей действительности становится неадекватной. Он теряет друзей, и даже находясь в классе, чувствует себя одиноким.

Это может произойти по причине того, что ребёнка «захвалили». При этом предпосылки к подобному поведению у него могли существовать и ранее, только они были недостаточно выраженными. Это весьма характерно для детей, страдающих так называемым синдромом Аспергера – расстройством аутистического спектра.

Если такого ребёнка слишком часто хвалить, не указывая ему на его промахи и слабые стороны, то он легко становится надменным, самоуверенным и теряет интерес к учёбе, разве что сосредоточивается на некоторых предметах, которые его действительно интересуют. Дети-аспергеры очень тяжело переживают свои неудачи, поэтому родители, зная об этом, спешат простить их или сделать за него то, что он не может сделать самостоятельно. Это неправильный путь, и в дальнейшем он скажется на личности школьника.

Следует указывать на то, что не получилось у ребёнка, только осторожно, дабы не травмировать его. Главное при этом – объяснить, что его не собираются ругать, а друзья и знакомые не отвернутся от него, если у него не получается то, что получается у остальных. И всё же, надо признать, воспитание таких детей – достаточно сложная задача.