Как проверить готовность ребенка к школе

14.07.2014

Готовность ребенка к школе – довольно сложное явление, которое складывается из нескольких элементов. Для того чтобы малышу было легко учиться в школе, нужно заранее подготовить его перед тем, как он пойдет в первый класс. 

Саморегуляция

Это основа готовности к школе. Первым и наиболее важным элементом является саморегуляция. К семи годам у детей формируется новый механизм в психике. Появляется способность к осознанному управлением своим поведением. Психологи это явление называют произвольностью. 

В дошкольном возрасте механизма произвольности еще нет, малыш не может целенаправленно управлять своим внимание и речью, а также эмоциями. Для обучения в школе этот механизм жизненно необходим – ребенок сможет контролировать себя, ему придется запоминать иногда даже неинтересную информацию, делая домашнее задание. Кроме того, нужно высидеть целых тридцать минут на уроке – это сначала может быть довольно сложно. Хотя, если учитель будет преподавать свой урок интересно для школьников, то время пролетит очень быстро. 

Натренировать произвольность нельзя, этот механизм должен созреть. Поэтому почаще хвалите свое чадо, поощряйте его за усидчивость и рассказывайте о том, что нужно учиться контролировать себя.

Мотивация – почему ребенок должен идти в школу?

Лучший мотив для успешного обучения – это интерес к учебе и получению новых знаний. Но у младших школьников этот мотив встречается довольно редко. Отличным мотивом станет желание получить новый статус – в школе можно считать себя большим. Некоторые одноклассники начинают хорошо учиться для того, чтобы порадовать свою любимую маму. Хотя такой мотив не является самым эффективным, но на первое время его все-таки хватит, а потом возможно, ребенок переключится на интерес к самой учебе.

Если же ребенок не хочет идти в школу, то необходимо разобраться, в чем же причина такого поведения. А потом, в зависимости от этой самой причины, необходимо действовать. Очень важно сформировать с самого начала обучения у ребенка позитивное отношение к его новой роли и к школе в целом.

Социальная готовность к школе

Этот компонент означает готовность ребенка к общению со сверстниками и взрослыми педагогами. У тех деток, которые не ходили в детский сад, чаще всего довольно низкая социальная готовность – в результате возможен серьезный стресс и проблемы с учебой. Если ребенок не посещал детский сад, то его можно отдать на обучение в какую-нибудь секцию, например, в спортивную. Так малыш научится общаться с коллективом.