Не такие как все…

06.09.2013

По мнению Рональда Дейвиса, современного американского учёного, дислексия – это не просто нарушение работы мозга. Он считает, что дислектики, так сказать, рождаются просто с иным генетическим кодом. Кстати, в Америке дислексия не считается логопедической проблемой, и там её принято исправлять с помощью психолога.
По мнению Дейвиса, дислексия формируется гораздо раньше школьного и даже предшкольного возраста. Как ни странно, предпосылки для дислексии создаются в возрасте… трёх месяцев.

Как уже было сказано, дислексия присутствует у ребёнка при сохранении общей способности к обучению, и нередко она сопровождается довольно высоким интеллектуальным развитием вообще. Ребёнок может интересоваться точными науками, техникой и историей, моментально воспринимать произнесённую информацию, он предпочитает общаться с детьми более старшего возраста или вообще со взрослыми, нежели со сверстниками; но при этом у него дислексия.
По мнению Дейвиса, всё дело в том, что существуют по крайней мере два вида мышления: вербальное и образное. И каждое из них может оказаться препятствием к овладению навыками, присущими чуждому для человека типу мышления.

Ребёнок, у которого ярко выражено вербальное мышление, хорошо и быстро читает, у него развито логическое мышление, однако могут существовать проблемы с распознаванием образов: ему трудно описать нарисованный портрет, охарактеризовать изображённую или наличную ситуацию. Такой ребёнок может очень плохо рисовать. Он читает много книг, однако относительно мало времени уделяет просмотру фильмов, мультфильмов и телепередач. Наоборот, ребёнок с образным мышлением может испытывать трудности с чтением и письмом, а также с ориентацией в пространстве, в построении абстрактных логических высказываний, однако он хорошо умеет «читать» электрические схемы, разбирается в марках машин, может метко и ёмко описать внешность человека.

Существующая система образования рассчитана по большей части на вербальное мышление, поэтому дислексия в большинстве случаев воспринимается как нарушение и отклонение. Между тем если понять, что дислексия не является нарушением как таковым, то можно построить систему образования так, что дислектики «найдут себя», смогут полноценно развить свои способности, связанные с образным мышлением, и избавиться от трудностей в распознавании текста.