Психология первоклассника

26.10.2013

Почему же во всём мире именно этот возраст – 6 – 7 лет – принят в качестве оптимального для начала обучения в школе? Ведь немало детей посещают различные учебные заведения ещё раньше. Всё дело в особенностях психики и строения головного мозга ребёнка. К данному возрасту ребёнок обычно уже полностью готов к тому, что отныне образ его жизни кардинально поменяется. Он готов оставить игровую деятельность ради более важной – учебной, которая с этих пор будет являться для него основной, практически – смыслом всей жизни в течение нескольких лет. В этом возрасте у ребёнка полноценно развита кора больших полушарий мозга, а это значит, что он полностью готов к систематическому восприятию учебной информации. Однако лобные доли мозга, отвечающие за программирование самостоятельных действий, развиты ещё недостаточно, их формирование продолжается до 14-летнего возраста. В соответствии с этими физиологическими и психическими особенностями и построена школьная образовательная система.

В этот период ребёнок впервые примеряет на себя новые социальные роли. Он начинает ощущать себя взрослым, а значит – полноценной, значимой личностью, в определённой степени ответственной за свои поступки. В это время активизируется его стремление к самостоятельной жизни, что родители должны только поощрять.
В коллективе одноклассников ребёнок уже ищет партнёров по совместной деятельности, единомышленников, а не просто тех, с кем можно поиграть. Если игру можно назвать репетицией жизни, то с поступлением в школу репетиции заканчиваются или же теряют своё главенствующее значение, начинается жизнь как таковая. В игре всё понарошку, а в школе ребёнок впервые переживает по-настоящему.

Любознательность присуща детям более раннего возраста, однако она обычно ситуативная, спонтанная. К семилетнему возрасту она становится стойким и постоянным качествам, у ребёнка сформирован интерес к каким-то определённым темам и предметам. Конечно, с возрастом интересы могут неоднократно поменяться, в 7 лет они просто впервые приобрели твёрдую, законченную форму. Это означает, что ребёнок в это время мотивирован к поступлению в школу, так как она поможет ему удовлетворить насущные потребности в систематическом получении знаний. Однако даже для успешных школьников учёба в первом классе представляет значительную нагрузку, и ребёнок испытывает стресс. Он может стать раздражительным, нервным, страдать от нарушений сна. Родители должны быть подготовлены к такому повороту событий, вполне закономерному, и создать условия, снимающие стресс у ребёнка.