Школа и становление личности

15.08.2013

Школьные годы тесно связаны с развитием личности ребёнка. Это время, когда он переходит из стадии детства во взрослую стадию. В связи с этим в школьный период поочерёдно актуализируются три этапа становления личности. Первый – саморазвитие, когда школьник пробует себя во многих сферах деятельности. Второй – самопознание, что предполагает адекватную оценку своих способностей, размышление над своими сильными и слабыми сторонами. Третий этап – самоопределение, в течение которого школьник начинает задумываться о своей будущей жизни, выбирает профессию, определяет, куда пойти учиться.

Надо иметь в виду, что самой длительной стадией является именно первая. И младший школьник, и ребёнок подросткового возраста живёт сегодняшним днём, он каждый день открывает для себя что-то новое, познавая окружающий мир и себя в нём. В такой ситуации нельзя требовать от него большего, заставлять задумываться о дальнейшей жизни. Ребёнок ещё не овладел необходимым минимумом знаний и навыков, не узнал, как устроен мир за стенами здания школы, а его уже призывают задуматься, что он будет делать потом. Только в старших классах школьник приходит к осознанию необходимости задумываться о будущем, когда школьная жизнь подходит к концу. Если загружать его этими проблемами до указанного периода, в его сознании может наступить диссонанс.

Например, в подростковом возрасте ребёнок является преимущественно потребителем: в материальном смысле его обеспечивают родители, в информационно-познавательном – учителя. Подросток ещё не готов к тому, чтобы систематически заниматься самостоятельным трудом. Если же он попадает в такие условия, что ему приходится рано начинать «взрослую» жизнь, то у него могут навсегда остаться превратные понятия об этой жизни: он уже понял, что взрослым дозволяется больше, чем детям, но ещё не понял, что эти «блага взрослой жизни» человек зарабатывает собственным трудом. Сознание ребёнка до некоторых пор идеалистично по своей сути.

Постепенно, в условиях школьного образования, ребёнок приходит к выводу, что ничего идеального нет, и его радужные мечты рушатся в основном безболезненно. Если же «запустить» ребёнка во взрослую жизнь рано, то он может не стерпеть такого резкого психологического удара. По многочисленным наблюдениям, неразвитость сознания, остановившегося на подростковом этапе (а то и младенческом), является одной из главных причин наркомании и религиозного фанатизма.